четверг, 20 ноября 2014 г.

Внимание! Как пишет ваш ребенок?



Уважаемые коллеги и родители. Поговорим сегодня о нарушениях письменной речи, о дисграфии.   

Дисграфия – нарушение письма – составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ. Это нарушение является серьезным препятствием  в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения и в усвоении грамматики родного языка на более поздних.
     Некоторые учителя считают дисграфические ошибки нелепыми и объясняют их личностными качествами учеников: неумением слушать учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и др. На самом деле в основе этих ошибок лежат более серьезные причины: несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Так, пропуски гласных и согласных букв или слогов, например, “О” вместо он, “красны” вместо красный, “многи” вместо многие, “сине” вместо синеет; появление лишних букв или слогов, например, “тарава” вместо трава, “мотоцикил” вместо мотоцикл; перестановка букв или слогов, например, “тко” вместо кто, “онко” вместо окно, “на девере” вместо на дереве и т.п. Обусловлены несформированностью фонематического восприятия, а также связанного с ним анализа и синтеза слова.
     Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что ученики не различают фонем родного языка, поэтому на письме смешивают гласные первого и второго ряда: “ожик” вместо ёжик, “отка” вместо “утка”, “ола” вместо юла, “моёт” вместо моют; звонкие и глухие согласные: “трупочка” вместо трубочка, “корький” вместо горький; свистящие и шипящие: “суски” вместо сушки, “сустрый” вместо шустрый, свистящие, шипящие и аффрикаты: “тяйка” вместо чайка, “шулки” вместо чулки”куриса” вместо курица, “чепки” вместо щепки и т.п.
Буду рада ответить на ваши вопросы.

Светлана Яновна Пигулевская – логопед Гимназии "Северная Венеция"

2 комментария:

  1. Очень интересно, а это может быть наследственным явлением?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Может быть наследственная предрасположенность. Но нарушения письма и чтения, как правило, вызываются органическими поражениями зон головного мозга, принимающих участие в этих процессах. Функциональные причины могут быть связаны с воздействием внутренних (длительные соматические заболевания) и внешних( неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка со стороны взрослых, дефицит речевых контактов) факторов. Причинами также являются и экзогенные факторы (патология беременности, родов, асфиксии, "цепочка" детских инфекций, травмы головы).

      Удалить