Уважаемые коллеги и родители. Поговорим сегодня о нарушениях письменной речи, о дисграфии.
Дисграфия – нарушение письма – составляет значительный процент среди других
нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ. Это нарушение является
серьезным препятствием в овладении
учениками грамотой на начальных этапах обучения и в усвоении грамматики родного
языка на более поздних.
Некоторые учителя считают
дисграфические ошибки нелепыми и объясняют их личностными качествами учеников:
неумением слушать учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к
работе и др. На самом деле в основе этих ошибок лежат более серьезные причины:
несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон
речи. Так, пропуски гласных и согласных букв или слогов, например, “О” вместо
он, “красны” вместо красный, “многи” вместо многие, “сине” вместо синеет;
появление лишних букв или слогов, например, “тарава” вместо трава, “мотоцикил”
вместо мотоцикл; перестановка букв или слогов, например, “тко” вместо кто,
“онко” вместо окно, “на девере” вместо на дереве и т.п. Обусловлены несформированностью
фонематического восприятия, а также связанного с ним анализа и синтеза слова.
Несформированность
фонематического слуха приводит к тому, что ученики не различают фонем родного
языка, поэтому на письме смешивают гласные первого и второго ряда: “ожик”
вместо ёжик, “отка” вместо “утка”, “ола” вместо юла, “моёт” вместо моют;
звонкие и глухие согласные: “трупочка” вместо трубочка, “корький” вместо
горький; свистящие и шипящие: “суски” вместо сушки, “сустрый” вместо шустрый,
свистящие, шипящие и аффрикаты: “тяйка” вместо чайка, “шулки” вместо
чулки”куриса” вместо курица, “чепки” вместо щепки и т.п.
Буду рада ответить на ваши вопросы.
Светлана Яновна Пигулевская – логопед Гимназии "Северная Венеция"
Очень интересно, а это может быть наследственным явлением?
ОтветитьУдалитьМожет быть наследственная предрасположенность. Но нарушения письма и чтения, как правило, вызываются органическими поражениями зон головного мозга, принимающих участие в этих процессах. Функциональные причины могут быть связаны с воздействием внутренних (длительные соматические заболевания) и внешних( неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка со стороны взрослых, дефицит речевых контактов) факторов. Причинами также являются и экзогенные факторы (патология беременности, родов, асфиксии, "цепочка" детских инфекций, травмы головы).
Удалить