воскресенье, 21 декабря 2014 г.

Разновидности дислексии



Уважаемые родители!
     Сегодня мы обсудим разновидности дислексии (нарушение чтения).
     Как мы уже говорили раньше, дислексия вызывается несформированностью психических функций, осуществляющих процесс чтения в норме (зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, недоразвития лексико-грамматического строя речи).
     С учетом нарушенных операций процесса чтения выделяют следующие виды дислексии: фонематическую, семантическую, аграмматическую, мнестическую, оптическую, тактильную.
     Фонематическая дислексия проявляется в трудностях усвоения букв, а также в заменах звуков, сходных акустически и артикуляционно (б-п, д-т, с-ш, ж-ш и т.д.). Также наблюдаются ошибки при чтении: побуквенное чтение, искажения звукослоговой структуры слова, проявляющееся в пропусках согласных при стечении (марка - “мара”), во вставках гласных между согласными при их стечении (пасла - “пасала”), в перестановках звуков (утка - “тука”), в пропуске, перестановке слогов (лопата - “лата”, “лотапа”).
    Семантическая дислексия (механическое чтение) проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении, т.е. слово, предложение, текст не искажаются в процессе чтения. После прочтения слова по слогам дети не могут показать соответствующую картинку, ответить на вопрос, связанный со значением хорошо известного слова. Нарушения понимания читаемых предложений могут наблюдаться и при чтении целыми словами. Дети с семантической дислексией затрудняются в выполнении следующих заданий:
а) слитно произнести слова, предъявленные в виде последовательно произнесенных изолированных звуков (л, у, ж, а),
б) воспроизвести слова и предложения, предъявленные по слогам (де-воч-ка со-би-ра-ет цве-ты).
 Нарушение понимания прочитанных предложений обусловлено несформированностью представлений о синтаксических связях слов в предложении. При этом в процессе чтения слова воспринимаются изолированно, вне связи с другими словами предложения.
    Аграмматическая дислексия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи. При этой форме дислексии наблюдаются: изменение падежных окончаний и числа существительных (из-под листьях”, “ у товарищах”, “у кошка” - “кошки”), неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного (“сказка интересное”, “детей веселую”), неправильное употребление родовых окончаний местоимений (“такая город”, “ракета наш”), изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени (“это был страна”, “ветер промчалась”) и др.
     Аграмматическая дислексия чаще всего наблюдается у детей с системным недоразвитием речи разного патогенеза (в частности, у детей с моторной и сенсорной алалией и с дизартрией стертой формы).
     Мнестическая дислексия проявляется в трудности усвоения букв, в их недифференцированных заменах. Она обусловлена нарушением процессов установления между звуком и буквой и нарушением речевой памяти. Дети не могут воспроизвести в определенной последовательности ряд из 3-5 звуков или слов, а если и воспроизводят, то нарушают порядок их следования, сокращают количество, пропускают звуки, слова.
     Оптическая дислексия проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графических букв и их взаимных заменах. Смешиваются и взаимозаменяются буквы, как отличающиеся дополнительными элементами (Л – Д, З – В), так и состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (Т – Г, Ь – Р, Н – П – И). Данная дислексия связана с несформированностью зрительного восприятия форм, с недоразвитием оптико-пространственного восприятия и оптико-пространственных представлений, а также с нарушением зрительного гнозиса (узнавания), зрительного анализа и синтеза.
   Для некоторых детей с оптической дислексией буква является сложным оптическим образованием, анализ которого на составляющие элементы затруднен. Отмечаются затруднения в определении пространственных соотношений в их речевом обозначении (верх, низ, право, лево, спереди, сзади). В тяжелых случаях нарушениа схема тела.
   При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение.
     Тактильная дислексия наблюдается у слепых детей. В основе ее лежат трудности различения тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля.

Светлана Яновна Пигулевская – логопед Гимназии "Северная Венеция"

Комментариев нет:

Отправить комментарий